Исследования показывают,что жители Украины узнают о ВИЧ/СПИД не из личных контактов, а из СМИ. Следовательно, повышая уровень осведомленности о противодействии эпидемии ВИЧ/СПИД среди представителей масс-медиа, мы инвестируем в развитие демократического общества, снижаем уровень разрушительных последствий эпидемии не только для экономики страны, но также заботимся о благосостоянии и уровне жизни простых украинцев.
Стигматизация и масс-медиа
«Древние греки… изобрели термин «стигма»… На теле человека выжигался или вырезался знак, предупреждавший о том, что его носитель являлся рабом, преступником или предателем, то есть человеком запятнанной репутации, по обычаю презираемый, избегаемый всеми, особенно в публичных местах»* (Ирвинг Гофман).
Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В наше время под «стигмой» подразумевается ярлык, клеймо, которое навешивается на человека, потому, что он (она) не соответствует общепринятому стандарту «нормальности» и ассоциируется с группой людей, таких же «ненормальных», к которой его можно причислить. Процесс причисления людей к особому классу и формирование отношения к ним, отличного от отношения к «нормальным» людям называется стигматизация. Стигматизировать можно кого угодно, по любому признаку: этническое происхождение, цвет кожи, религия, пол, сексуальная ориентация, политические убеждения… Избегать контактов с маргинальной группой людей нас учат еще в детстве, и мы безоговорочно формируем «правильность» суждений и поступков под влиянием нашего социального окружения. Первый шаг к дискриминации – это стигматизация человека или его социальной группы. Масс-медиа играют главную роль в снижении уровня стигматизации и дискриминации.
В тоталитарном обществе, где очень высокий уровень ксенофобии и стигматизации «иных, других, не таких», трудно ожидать толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям, что и происходило в СССР. Первые публикации о ВИЧ/СПИД в советской стране появились в 1984–1985 годах. Смертельные исходы от СПИД, зарегистрированные на Западе, получили политическое толкование. Естественно, коммунистическая мораль объявила СПИД болезнью «загнивающего капитализма и антисоциальных элементов», то есть «проституток, наркоманов и педерастов», которых в СССР якобы никогда не было, равно как и секса. Десятки лет стереотипов, истерии, невежества не сотрешь с помощью СМИ из общественного сознания. В памяти старшего поколения ВИЧ/СПИД навсегда останется «аморальной» болезнью.
Опыт стран, в которых эпидемия ВИЧ/СПИД начала развиваться гораздо раньше, чем в постсоветском пространстве, свидетельствует, что есть два основных компонента решения проблемы стигматизации, напрямую связанных с масс-медиа.
Первый компонент – повышение уровня знаний о вирусе иммунодефицита человека. Узнавая больше о путях передачи, способах профилактики, регулярно получая достоверную информацию от специалистов, лидеров общественного мнения, ВИЧ-активистов через СМИ, люди могут избавиться от преувеличенного страха перед инфекцией.
Второй компонент решения проблемы – формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их близким. Как правило, формирование толерантности очень длительный процесс, который может происходить при наличии соответствующей политической воли и финансовой поддержки правительства. В нашей стране формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям посредством масс-медиа займет достаточно долгое время, поскольку бюджетных средств на масс-медиа кампании и проведение специальных учебных курсов для журналистов и редакторов государство не выделяет. Кроме того, частая смена правительства вносит немало трудностей в реализацию Национальной программы профилактики и лечения ВИЧ/СПИД.